В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. В последние годы эту проблему пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед)
Для организации проектной деятельности в области духовно - нравственного воспитания школьников может быть использован потенциал школьного краеведческого музея. Проблему создания и пополнения экспозиции такого музея можно использовать для проектной деятельности. Любой проект реализуется в несколько этапов:
1. Организационно-подготовительный этап:
Подготовка к работе над проектом
Выбор проблемы
Сбор информации
Разработка собственного варианта решения проблемы
2. Технологический (основной) этап:
Реализация плана действий
3. Заключительный этап:
Подготовка к защите проекта
Презентация проекта
Рефлексия (анализ).
Рассмотрим некоторые стадии проекта на опыте проектной деятельности учащихся, в процессе создания краеведческого музея МБОУСОШ № 28.
Со дня основания школы № 28 (1976 г) в ней старались сохранить традиции, передать память о прошлом следующим поколениям. Учащиеся и педагоги вели фото и кино летопись славных школьных дел, участвовали в создании книги памяти станичников павших на войне, вели поисковую работу в отрядах «Красный Следопыт», переписку с героями – освободителями станицы Анастасиевской. Постепенно, у педагогов стал появляться материал для создания музейной комнаты. В 2005 было решено открыть музейный уголок в кабинете Кубановедения. В сентябре 2008 был создан и утверждён проект по созданию школьного музея, который реализуется до настоящего времени.
Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, беседа с непосредственными участниками и очевидцами событий – все эти формы работы воспитывают уважение к историческому прошлому, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Все эти формы мы используем в своей работе. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.
Благодаря поисковой деятельности актива музея были восстановлены важнейшие события в истории станицы Анастасиевской и Славянского района. Исследовательские проекты подготовленные учащимися и учителями школы, с использованием музейного фонда ставшие в разные годы победителями районных, зональных и региональных конференций:
«Православные праздники на Кубани»
«Под покровом святой Анастасии»
«Храмы Славянского района»
«Святые – покровители Кубани»
«Побег из Ада»
«Традиционный казачий костюм»
Экспозиции музейной комнаты отличаются многообразием. Среди представленных экспонатов - подлинные фотографии (казаков, кубанских храмов, памятников культуры), копии архивных документов, статистические данные о национальном составе станицы и района.
В музейной комнате хранятся письма, медали, награды участников Великой Отечественной войны — наших земляков. Имеются статьи из газет послевоенного времени. Все экспонаты и документы рассказывают о времени, создают образ эпохи. Они - вечные свидетели событий прошлых лет. Фонды музейной комнаты постоянно пополняются, экспозиции расширяются, благодаря работе учителей, учеников, их родных и близких. Одним из видов работы музея является организация и проведения экскурсий (экскурсии проводит как руководитель музея, так и подготовленные учащиеся из числа актива музея) и организация лекций и тематических линеек (юбилею школы, к образованию Краснодарского края, к 125- летию Свято – Анастасиевского храма, к столетию Свято – Успенского храма, к годовщинам освобождения станицы от немецко – фашистких захватчиков, Дням Славянской письменности и культуры.
С использованием фондов музея проводятся тематические недели кубановедения, православной культуры, истории. В этом году наш музей стал победителем муниципального этапа конкурса по музейной педагогике.
Наличие школьного музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения охотно участвуют в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые составляют основу наших музейных фондов.
Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до «старичка на лавочке», судьба которого уже история. Проект по созданию музея можно назвать успешным, так как его реализация послужила одним из факторов успешности учеников и учителей нашей школы.
|