Жизнеописание Митрофорного протоиерея Василия Мухина и его Матушки Раисы в девичестве Семашко)
Лет шесть назад произошёл в станице курьёзный случай, который помог пролить свет на события давно минувших дней и возвратил из небытия давно позабытые имена. Память о которых очень тщательно стиралась из сознания многих поколений. Простой обыватель, пожав плечами скажет: «случай», верующий благоговейно произнесёт: «Воля Божия». Дело было так. Лет шесть тому назад тогдашний настоятель Свято –Анастасиевского храма о. Павел (Дуганенко) уехал в отпуск, поправить здоровье. Прихожанки в это время затеяли ремонт в храме. Батюшка звонил и ежедневно справлялся, как обстоят дела. Вот и в тот июньский день, я шла домой из храма, стоявшие в сторонке соседки живо что-то обсуждали. Завидев меня, они набросились с вопросами: : «За что арестовали батюшку? Сколько ему дали?» итд. На мои ответы, что батюшка в Кисловодске и я только что с ним разговаривала, они ткнули мне районную газету «Заря Кубани», в которой писалось об аресте священника Анастасиевской церкви. Всё так: арестован, осужден, но кумушки не увидели дату «2апреля 1923 года». Маленькая статейка, была фрагментом из газеты «Колхозный путь», предшественницы нашей нынешней «Зари Кубани» и печаталась в рамках юбилея газеты. Так я узнала об о. Василии. Далее последовала целая цепь случайностей (читай, воли Божьей): разбирая летопись Школы №25 , я узнала, что школу для иногородних построил некий «хитрый поп Василий». Из-за границы позвонил совершенно незнакомый человек и сказал, что батюшка из Марселя ищет сведения о своём деде. В храм приехал человек и сказал, что он правнук священника служившего здесь до революции. Так открылась книга судьбы Иерея Божия Василия, о котором я и хочу рассказать. Священник Василий Феодосиевич Мухин, сын священника Харьковской губернии Волковского уезда села Мерчака. В 1896 г. окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. Его супруга Раиса Сампсоновна Семашко тоже происходила из рода священнослужителей. Она была внучкой знаменитого святителя Иосифа Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной церкви униатов Литвы и других западных областей России. Она вышла замуж после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа и, будучи женщиной образованной была верной помощницей своему супругу. В самом конце 19 века молодая пара перебирается на привольную и богатую Кубань, - здесь не хватает священников. В 1899 г., в праздник Рождества пресвятой Богородицы, епископом кавказским Агафодором Василий был рукоположен во диакона, а через четыре дня во священника. Первым местом его служения была станица Староджерелиевская Таманского отдела, но прослужил там он недолго и уже через год был переведён по собственному прошению, в ст. Анастасиевскую того же отдела. Анастасиевская и стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их девять детей. Отец Анастасиевское двухклассное казачье (Николаевское) училище (в центре о. Василий – законоучитель, ниже матушка с детками)
Василий за годы службы в станице проявил себя ревностным пастырем.Й Станичники полюбили его за прекрасные проповеди и благовестное отношение к богослужению. Батюшка всегда старался помогать обездоленным, так его стараниями в небольшой станице (около 13 тыс. жителей) было организовано «Анастасиевское братство», фонд которого составлял около 600 рублей – немалые по тем временам средства. Но особой заботой отца Василия было попечение об образовании детей. Сам он преподавал «Закон Божий» в Анастасиевском казачьем двухклассном училище, а также в школе для девочек. В те времена образование получали преимущественно дети из казачьих семей, а иногородние были в основной массе безграмотными. Стараниями отца Василия была построена школа для иногородних в церковном дворе. В разные годы протоиерей Василий занимал различные церковные должности: состоял инспектором школ округа, окружным следователем, несколько лет был благочинным 19 округа (Таманский отдел Кубанской области). В станице недалеко от храма, (по нынешней улице Зубихина) был у семьи священника дом, небольшое хозяйство, сад, пчёлы. Жизнь их текла тихо и размеренно: у батюшки – требы, службы, уроки в школе, а матушка вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Всё перевернул 1917 год – революция, затем Гражданская война. Станица несколько раз переходила из рук в руки: красные, белые, зелёные… Красные в станице – священника прячут местные жители. Белые прейдут - спрашивают: «Батюшка, вы знаете народ, скажите, кто благоволит красным?» А батюшка неизменно отвечал: «У меня нет ни красных, ни белых, ни зелёных, а все мои духовные дети». Бывало, приедут на подводе: «Батюшка, нужно напутствовать раненых…» - вывезут за станицу, завяжут глаза и везут в затерянный в камышовых плавнях отряд. Отец Василий поисповедует, причастит, отпоёт мёртвых, и опять глаза завяжут и везут обратно в станицу. Однажды красные ворвавшись в станицу, хотели учинить расправу над «попом», но не найдя его дома, они захватили в заложники матушку Раису, а дома остались маленькие дети. Женщины, узнав об этом, окружили хату, где под стражей содержалась матушка, и стали требовать освобождения, и её освободили. В свою очередь «белые», когда отвоёвывали Анастасиевскую, захватили в заложники 18 человек и приговорили их к расстрелу за сотрудничество с Советской властью. Отец Василий и матушка Раиса собрали подписи станичников о невиновности этих людей и матушка, вместе с несколькими женщинами поехали в Екатеринодар, в ставку генерала Покровского и добились отмены смертной казни. От постоянных грабежей, отсутствия мужчин, многие семьи в 1920 году голодали. Протоиерей Василий с амвона обратился к прихожанам: «У нас в станице есть голодающие, давайте соберем, у кого, что есть и поможем им. Я выделю мешок муки». И люди сносили, у кого, что было, а в подворье священника по очереди готовили еду. Голодающие приходили, ели, несли в котелках домой. Так и пережили этот голодный год. В 1920 году в Анастасиевской установилась Советская власть. И отец Василий и вся его семья терпели притеснения, а иногда и откровенные издевательства. От отца Василия требовали сдать церковь обновленцам и самому примкнуть к «живой церкви». После категорического отказа, 2 апреля 1923 года протоиерея Мухина арестовали за антисоветскую пропаганду и сослали на 3 года в Тюмень. После ссылки отец Василий вернулся не на Кубань, а в Ставрополь, куда и выехала к нему матушка с детьми. Несколько счастливых лет, когда семья была вместе, быстро закончились, и уже в 1930 году (2 февраля) батюшку снова арестовали и отправили в ссылку, на этот раз в Казахстан. А через время, тоже ночью, после обыска в квартире, арестовали и матушку Раису, их девятилетняя дочь Татьяна (самая младшая) осталась абсолютно одна в голодный 1931 год. Долгое время она жила тем, что подавали ей в церкви и на улице, умудрялась делать передачки маме. Матушка Раиса своей добротой и милосердием к страждущим, заслужила уважение среди заключённых, среди которых были и откровенные уголовницы. Однажды одна из них, во время прогулок в тюремном дворе подбежала к ней и сказала: «Мы сегодня бежим! Помолитесь!» Раиса Самсоновна спросила: «Зачем вы мне это говорите?» «Мы верим в Вас» ответили те. Больше она их никогда не видела. После целого года скитаний дочь Татьяна самостоятельно приехала к отцу в город Актюбинск, республики Казахстан, место ссылки отца Василия. После трёх лет тюрьмы сюда приехала и матушка Раиса. Семья наконец-то соединилась, радости их не было предела. В Казахстане жили трудно, бедно. Но, как вспоминает дочь Татьяна, родители мало что имея сами, всегда находили возможность помогать нищим и обездоленным, отдавая по заповеди Христа, иногда последнее. Выжить, не озлобившись, а продолжая творить добрые дела, помогала неугасимая лампада веры православной, которая ярко горела в их сердцах. В это время в ссылке в Казахстане находились многие светильники Православия того времени. Алма-Атинской епархией в то время управлял Святитель Николай (Могилёвский), - великий исповедник и молитвенник 20 века. Их связывали добрые дружеские отношения, Святитель Николай был крёстным отцом внука отца Василия. В книге «Святитель Николай митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» («Паломник», 2000 г.) в одной из своих проповедей владыка рассказывает прихожанам собора о чуде, произошедшем с О. Василием Мухиным. По заступничеству Богородицы он был избавлен от неминуемой смерти под колёсами товарного поезда. Алма- Атинская епархия. О. Василий второй справа (сидит)
Батюшка очень почитал Божию Матерь, и течении жизни неуклонно соблюдал правило: каждую пятницу служить ей всенощную, а в субботу утром читать акафист перед иконой ея «Нечаянная радость». Ещё одним правилом отца Василия было поминовение всех усопших, которых он отпевал с самого начала своего пастырского служения. Имя каждого он заносил в специальные блокнотики, так, что к концу жизни их накопилось несколько ящиков. Дочь Татьяна, в своих воспоминаниях пишет: «Папу спасали покойники, - он за них всю жизнь молился, а они ходатайствовали за него и его детей перед Богом». В Актюбинске семья Мухиных пользовалась большим уважением за бессеребренничество, доброту, и готовность помочь каждому. Там в Казахстане умерла и была похоронена матушка Раиса. Старенького и уже очень больного о. Василия дочь Татьяна забрала в Киев, где она жила и работала в последнее время. Батюшка умер на её руках в 1962 году и похоронен в Киеве. Из 9-х детей всегда рядом была младшая Татьяна, остальных судьба разбросала по всей необъятной России и даже за её пределами, но все они оставались людми верующими и передали эту веру своим детям. Сын Иван, стал священником. Старший сын – Николай ( о котором после революции не было известно) попал вместе с отступающими частями Белой армии во Францию. Его сын (внук о.Василия) – епископ Марсельский Кассиан (Мухин) РПЦЗ. Сын Василий жил и похоронен в Нью Бронксе (США), так же там похоронены его дети Спиридон и Марионелла. Внук последней дочери Татьяны недавно посетил станицу Анастасиевскую, побывал на месте где стоял храм, поделился воспоминаниями о своей семье. Именно благодаря ему стали известны многие подробности из жизни о. Василия и матушки Раисы. Упокой Господи души усопших раб твоих Протоиерея Василия, Матушки Раисы и всех их детей. Сведения об О, Василии из разных источников. «Для иногородних школы не было. Однажды урок Закона Божьего посетил наказной атаман. Очень бойко отвечал ученик Шамбур Саша. Ответ атаману понравился и он сказал: «Молодец, казак!». Какой же был переполох, когда выяснилось, что Саша не казак, а иногородний, и был принят потому, что отец - плотник, бесплатно ремонтировал школу. Школьный строитель получил выговор, а Саша исключен из школы. В защиту мальчика выступили учителя, иногородние ремесленники. Написали жалобу министру. Разрешение на строительство школы для иногородних было получено. Богатые казаки во главе с атаманом Непокупным отказались выделить деньги и участок земли под строительство. Долго думали, где взять деньги и участок земли. Решили собирать с иногородних по 3 рубля, но у них денег не было. Выручил хитрый поп Василий, он внес предложение брать за крещение в церкви казака 50 копеек, а за крещение иногороднего 1 рубль, из которого 50 копеек на строительство школы. Так более чем за 10 лет собрали деньги, а места не было. Выручил тот же поп Василий. В церковном дворе выделили небольшой участок, и в 1902 году было построено здание школы. Она называлась «церковно-приходской».» Выписка из летописи МОУСОШ №25, ст. Анастасиевской. Настоятелю Свято-Успенского храма > Благочинному церквей Отрадненского округа > Иерею Анатолию Ложкину > > АРХИВНАЯ ВЫПИСКА > из клировой ведомости о церкви св.Анастасии ст. Анастасиевской Таманского отдела Кубанской обл. за 1917 год (даты по старому стилю) > > Священник Василий Феодосиевич Мухин, 42 лет. Сын священника Харьковской губернии Волковского уезда села >Мерчака. В 1896 г. окончил курс Харьковской ДС (духовной семинарии) по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы (распоряжением Училищного совета). > В конце 1890-х годов молодой Василий Феодосиевич попадает на Кубань, т.к. в 1899 г. Епископом Агафодором (это наш владыка, Кавказский) 21.09. был рукоположен во диакона, а 25.09 во священника. > Интересно, что еще 14 сент. 1899 г. он был определен на священническое место к церкви хут. Черноерковского Куб.обл. Через месяц, 15 сент. - тем же владыкой Агафодором переводится в ст.Джерелиевскую Кубанской обл. (всё это еще до рукоположения). > Через два года, в 1901 г., о. Василий по своему прошению был перемещен к церкви ст. Анастасиевской, где и служил, по крайней мере, 16 лет. С 1908 года состоял Законоучителем и председателем женской станичной школы. > Батюшка занимал ряд церковно-общественных должностей: > 1907-1908 : состоял окружным миссионером (избран духовенством) > с 1908: следователь 19 благочиннического округа (назначен Епарх. начальством) > 1908-1917: благочинный 19 округа (назначен резолюцией Архиеп. Агафодора, а освобожден от должности был по собств. прошению) > С 1914 г. состоял депутатом на окружной и епархиальный съезды (по избранию духовенства). Матушка , Раиса Самсоновна, родилась в 1879 г., 1 февраля. Детки их: Николай (1902), Василий (1904), близнецы Иоанн и Людмила (1908) и Серафим (1915). По данным 1917 года, Николай по болезни находился дома, как и трое младших; Василий учился тогда в Екатеринодарском духовном училище на средства отца*. > Награды: > 1904 г.: набедренник ("за усердные и полезные труды по школе", по представлению Епархиального Училищного Совета); серебряная медаль на двойной Владимирской ленте (от Епархиального Начальства) > 1911: Александровская медаль (к 25-летию церковных школ) > 1912: бархатная фиолетовая скуфья ("за полезную и усердную службу") > 1913: светло-бронзовая медаль и нагрудный знак (к 300-летию царствования дома Романовых) > 1914: преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты ("за весьма внимательное отношение к церковной школе и ее нуждам") > 1915: камилавка (определением Св.Синода)". Прислано матушкой Ольгой Ложкиной ( ст Успенская) 1953 грод,29.12/11.01 в Покровской церкви после литургии Слово Святителя Николая: Но скажите, все это было давно! А я сейчас расскажу об одном чуде, которое было совсем недавно и совершено Пресвятою Богородицею за почитание именно этой Ея иконы, именуемой "Нечаянная радость".Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца Архимандрита,( О. Исакий Виноградов) и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад.Вызвали его на требу.Одел он свой большой тулуп, валенки и пошел.Совершил, что надо.Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд.Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав.Его заметили, начали кричать:"Человек под поездом!" Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было.А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко там могли они его зацепить и втянуть под самые колеса!Он долго не мог прийти в себя от пережитого.Кто же его сохранил невредимым в такой беде? - Конечно, Божия Матерь, потому что он имел обыкновение неуклонно каждую пятницу служить Ей всенощную, а в субботу утром читать акафист перед иконою Ея "Нечаянная радость".Трудно выразить его благодарность Царице Небесной за такое избавление от внезапной смерти.Оно и произошло как раз с пятницы на субботу. Скоро мы с вами, Бог даст, опять увидимся.В этом году мясоед будет очень короткий, а на третьей неделе Великого поста мы обычно служим у вас пассию. Да покроет же вас всех Своим Покровом Пресвятая Дева и да сохранит в мире и здравии на весь этот год! Аминь! отрывок из книги О святителе Николае митрополите Алма-Атинском, издательство "Паломник" 2000 год, составитель Вера Королёва.
|