Свет Христов просвещает всех!

Среда, 12.08.2020, 21:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход

Главная » Методическая копилка » Духовное краеведение

Под покровом Святой Анастасии
[ Скачать с сервера (10.00 Mb) ] 09.05.2012, 21:18
1.Введение
В последние годы на Кубани идет процесс религиозного возрождения. Сегодня восстанавливаются старые храмы, открываются новые. Кубань - одна из немногих территорий России имеющая почти 2000-летие корни христианства. Особенно благодатный период в истории христианства на Кубани связан с освоением края черноморскими казаками. С церквей начиналось строительство первых станиц. За первые пять лет переселения на Кубань здесь построили более 20 православных храмов. К 1917году в Кубанской епархии было около 500-храмов. К сожалению, за годы советской власти, в период борьбы с религией значительная часть храмов была уничтожена. Наш Анастасиевский храм тоже был разрушен до основания. Сначала на его месте был построен дом культуры, но простоял не долго и уже много лет, на месте где стоял храм, находится пустырь, поросший травой. Уже никто не помнит как выглядел храм, кто в нем служил. Да и я об этом не задумывался, - если бы не одна фотография. (Приложение 1) Именно с неё и началось мое долгое путешествие в историю церкви. Исторические факты и свидетельства старожилов легли в основу этой работы. Цель которой: восстановить историю Свято-Анастасиевского храма. Это особенно актуально всвязи решением церковных и местных властей восстановить храм на его историческом месте и возрастающим интересом к духовной культуре. В ходе работы использовались такие методы и приемы, как -работа с архивными данными( государственные архивы Ставропольского и Краснодарского края - опрос среди старожилов станицы -личным архивом нашей семьи Также использовались письменные источники и интернет сайты посвященные истории казачества и церкви на Кубани Данное исследование не претендует на полноту исторических фактов, оно лишь приоткрывает завесу прошлого, возвращая нашей памяти забытые события и имена. 2. Возникновение станицы «На равнине между рекой Кубанью, Черным и Азовским морями на главном тракте из Екатеринодара на Тамань раскинулась Анастасиевская станица с ее садами и левадами. Станицу пересекала очень извилистая протока (ерик) Кубанка, которая в половодье наполнялась, а летом, при снижение уровня воды в Кубани, почти высыхала. Вокруг станицы простиралась казачья земля, называвшаяся станичным юртом, где-то около 21 тысячи десяти. В юрту было очень много лиманов и речек, которые кишели рыбой и раками. Большая часть пригодной для использования земли представляла собой грубые черноземы, меньше было песчаных почв, а далее остальные земли были заболочены. В седую старину на анастасиевской земле, наверное, были и лиственные леса, о чем свидетельствуют многочисленные остатки в виде старых одиночек, или групп дубов. На этих дубах устраивали свои гнезда орлы. На анастасиевском юрту было много курганов, которые разнообразили хмурую и унылую, особенно зимой, степь. Эти курганы напоминали анастасиевцам о великих событиях, возможно происходивших здесь в древности. Так описал станицу Анастасиевскую наш знаменитый земляк Василий Иванис в своей книге «Дорогами жизни». В 18 веке эта земля видевшая много племен и народов на своем веку отошла к России и стала заселяться черноморскими казаками. Считается, что своим рождением обязана легендарному Суворову, который в 1777 году исследовал путь от крепости Копыл до моря и наметил места строительства линии постов. Так возник Еммануиловский кордон на берегу реки Давыдовки, около которого и начали селиться люди. Место было удобно тем, что находилось на оживленном тракте в одном перегоне от Копыльской переправы, да и земли были плодородные. Но почему же именно Анастасиевская? Есть на этот счет красивая легенда, в которой очевидно есть доля правды. Якобы ехал в ненастный осенний день в 1860 году из Ростова (или из Темрюка) купец Еремей с ходовым кожевенным товаром. По дороге, около Еммануиловского укрепления сломалось колесо у телеги. Кругом плавни, безлюдье, не так-то просто достать новое колесо, или отремонтировать сломанное. На носу зима, а на возу жена, которой рожать со дня на день. Пешком она идти не сможет, а оставить ее одну в степи тоже нельзя. Делать нечего, купец Еремей распряг коней, вырыл землянку на берегу реки Давыдовки. А вечером 29 октября (по старому стилю) родилась у него дочь. В этот день православная церковь празднует память преподобномученницы Анастасии и купец по старинному русскому обычаю назвать детей именем святого, в день которого они родились, назвал дочь Анастасией (в переводе с греческого - «воскрешая»). В честь ее и станица названа Анастасиевской. Официальным днем рождения станицы принято считать 23 декабря 1865 года. В этот день военным министром был издан указ: «Его императорское высочество, главнокомандующий Кавказкой армией, признает необходимым, водворить в настоящем году в Кубанской области 5 новых станиц: Афипской, Славянской, Анастасиевской, Мингрельской, Псебедаховской с причислением Славянской и Анастасиевской к Таманскому округу. В этом же году на постоянное место жительство в Анастасиевскую были направлены крестьяне из Воронежской губернии в количестве 7 семей. В 1866 году (по документам войскового правления, сохранившимся в краснодарском архиве) в Анастасиевской было 120 семей насчитывавших 820 человек. В 1875 г. Станицу было переселено 100 семей из Старо-Джерелиевской и в ней насчитывалось 353 двора. Численность населения составляла 1776 человек казачьего сословия 651 человек - иногородние. 3. Церковь Святой Анастасии Количество жителей возрастало с каждым днем, и скоро возникла необходимость церкви. Церкви на Руси принято было строить всем миром, каждый двор, каждая семья вносили посильный вклад. Как гласит запись в школьном архиве. В станице начали строить храм. На церковь казаки денег не жалели и построили ее в течении 3-х лет. Это значит, что в 1889 году храм был готов к освещению. Храм освящается в честь какого-либо святого или праздника. Считается, что святой, в честь которого освещен главный престол церкви, является не только покровителем этого храма и прихожан, но и всего станицы и ее жителей. Как правило, станицы и села на Кубани назывались в честь покровителей или праздников (Михайловская, Благовещенская, Сергиевская, Павловская и так далее). В Анастасиевской было наоборот, так как название населенного пункта уже закрепилось, то и покровительницей выбрали Святую преподобномученницу Анастасию Римлянину. Второй предел был освещен в честь Великомученика Михаила Тверского. На Кубани этот святой не так почитаем, как в центральной России и поэтому предел мог быть назван по имени какого-либо жертвователя-благодетеля храма, покровителем которого является святой, так как в народной среде велико было почитание тех людей, что жертвовали землю церкви и оказывали ее всякую поддержку. Имена первых священников служивших в храме известны нам благодаря воспоминаниям. В. Иваниса. Упоминая о своем крещением в Свято-Анастасиевском храме, он пишет: «22 марта мальчика окрестил молодой священник о. Федор Успенский с кумовьями…». О другом священнослужителе который служил очевидно до о.Федора упоминает тот же В. Иванис: «В Гостагаевской заехали к пожилому священнику, которого Николай Потапыч называл «нашим батюшкой». То был бывший священник ст. Анастасиевской, а позже его перевели. Он происходил из казаков…» В «Памятной книжке» за 1874 год Кубанского статистического комитета упоминается священник Анастасиевской церкви Димитрий Александровский. Благодаря «Ставропольским епархиальным ведомостям» стало известно еще одно имя: Митрофан Иванов. Он упоминается в журнале за 1889год: «Распоряжением епархиального начальства, по преставлению Консистории Совета Свято-Андреевского братства и собственному Его преосвященства, нашего архипастыря усмотрению 29 марта 1889г. наградить набедренником священника церкви ст. Анастасиевской Митрофана Иванова. А уже 3 апреля того же года о. Митрофан переводится в церковь ст. Старокорсунской,а на его место приходит о. Виталий Климентов. Позднее его переведут в ст. Петровскую. В 1901 году в Анастасиевской уже два Священника О. Феодор Успенский и О.Василий Мухин и один диакон по фамилии Омельченко. В 1911 вместо о.Феодора Успенского назначен о. Николай Стемиковский. Каким же был храм в ст. Анастасиевской. Старожилы также вспоминают, что храм был деревянным на каменном фундаменте с колокольней. Есть также сведения, что Анастасиевский храм был построен по проекту Пантелеимоновской церкви в ст. Славянской и был его архитектурной копией. Причт храма кроме отправления служб и треб занимался образовательной деятельностью, преподавая в школах Закон Божий и другие предметы. Так священник Василий Мухин ( тот самый что построил школу для иногородних) за деятельность на ниве просвещения был удостоен церковных и правительственных наград (1904 г.: набедренник («за усердные и полезные труды по школе», по представлению Епархиального Училищного Совета); серебряная медаль на двойной Владимирской ленте (от Епархиального Начальства) 1911: Александровская медаль (к 25-летию церковных школ) 1914: преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты («за весьма внимательное отношение к церковной школе и ее нуждам») Другой, не менее важной задачей духовенства, являлось миссионерство. Ставропольские ведомости за 1894 год сообщают: «Причтом Анастасиевской церкви просвещен светом святого крещения Симеон Ааронов Гиндьерг, 31 года из евреев, с наречением имени Семена, 2 октября. Вообще вся жизнь казаков была неразрывно связана с церковью, недаром их называли рыцарями православия. Весь жизненный цикл, от рождения до смерти сопровождался церковными обрядами: наречение имени, женитьба, проводы в армию, праздники, труд – все освящалось церковью. Старожилы говорят, что в 1915 году на территории прилегавшей к Алексеевской (Буденный) школе, было решено построить новый храм для жителей быстро растущей на западной окраине станицы, так как старая церковь становилась тесноватой, да и находилась она в центре, и, чтобы попасть в нее, нужно было пройти несколько километров. Есть сведение, что был даже освящен закладной камень, положенный в основание храма, но дальнейшему строительству помешали бурные октябрьские события, которые не обошли стороной и нашу Анастасиевскую. 4.Закрытие церкви Не обошли революционные события и Свято-Анастасиевский храм. Первые декреты советской власти гласили об изъятии имущества церкви на нужды советов. В церквах появлялись комиссии, которые описывали и изымали золотые и серебряные вещи, книги, иконы, и прочее. Чрезвычайные комиссии на местах арестовали и ссылали священников, либо расстреливали без суда и следствия… Была поставлены задача уничтожить церковь, как непримиримого классового врага». Эти события докатились и до Свято-Анастасиевского храма. Газета «Красное знамя» за 1923 год пишет: «2 апреля арестовали священника церкви ст. Анастасиевской Мухина за антисоветскую пропаганду, осужден по 2 ст. Уголовного кодекса». Кто был после этого священника нам неизвестно, старожилы говорят, что «сначала у церкви правилось», а потом ее закрыли. Церковь была закрыта в 1932 году. Старожилы вспоминают, когда закрывали храм, то женщины рыдали, украдкой уносили по домам иконы, лампады, книги, чтобы они не подверглись осквернению, другие станичники, напротив - в обшей суете пытались прихватить любую вещь, пригодную в хозяйстве: доску, лист железа; церковная ограда была разобрана по частям. Как всегда права народная поговорка: « Кому война, а кому мать родна». Вообще отмечают, что отделение церкви от государства в Анастасиевской проходило с особой жесткостью. Отзвуки тех далеких событий донеслись в станицу в начале 90–х годов. Когда двое жителей случайно потянув за длинный трос, выглядывавший из воды, в глубокой балке на углу улиц Красной и Больничной вытащили средних размеров колокол, то ли спрятанный до времени, то ли небрежно брошенный. Обрадованные находкой станичники тут же сдали колокол в пункт приема цветных металлов, несмотря на просьбы прихожанок отдать его храму. В годы войны в станице, как и по всей стране по соглашению И.В. Сталина и патриарха Сергея церковная служба возобновилась. Жители вспоминают при немцах: «У церкве правылось, винчалы и хрэстылы и отпивалы». После освобождения от фашистов, когда все силы и армии и тыла были брошены на прорыв «голубой линии» большей частью деревянный станичный храм, простоявший более полувека, был разобран до основания: бревна и кирпичи пошли на отмостку дороги, так как транспорт увязал в вечной кубанской грязи, а доски и другой сподручный материал на укрепление окопов. В послевоенные годы на фундаменте храма, сровняв с землей могилы именитых станичников, захороненных в церковной ограде, был построен большой клуб. Но, то ли строители были нерадивыми, то ли еще какие причины, но здание довольно быстро перешло в разряд аварийных: то трещины в стенах, то во время сеанса обваливается потолок, то штукатурка осыпается. В начале 80-х годов здание было снесено до основания, новый дом культуры выстроен напротив, через дорогу, а на месте где стоял храм уже много лет пустая площадь, поросшая травой, а остатки церковного фундамента видны и поныне. Многие станичники уверены в мистических корнях этих событий. 5. Возрождение В 1990 году по инициативе станичников в Анастасиевской выделили здание бывшего детского сада и территорию, прилежащую к нему для нужд православной общины. Пришлось начинать все практически с нуля, первыми прихожанами были в основном женщины пенсионного возраста, именно им пришлось первое время выполнять самую трудную работу по ремонту здания, обработке земли и т.д. За это время территория заросшего бурьяном колхозного детского сада заметно преобразилась: построена алтарная часть и притвор, построен притчевый дом, кухня, хозяйственные постройки, заложен парк с березами, елями, липами, построена прочная ограда и другое. У церковной общины много проблем, но многое и делается, закладывается фундамент воскресной школы, решается вопрос о строительстве храма на его историческом месте в центре станицы, ведется работа по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению казачества. И станичники верят, что с помощью Святой Анастасии все у них получится. 6. Заключение Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы: - возраст Анастасиевского храма гораздо старше 120 лет как это было принято считать ранее, - Священники храма занимались не только обрядовой но также и образовательной и благотворительной деятельностью, - Исследование помогло выяснить как выглядел храм, кто в нем служил, какова его дальнейшая история. Следовательно, цели поставленные в начале работы достигнуты. Однако, на этом наше исследование не заканчивается, т.к.не выяснена судьба священников после революции, не изучен большой объём архивных данных, неизвестно кто служил в годы войны. Все это еще требует своего изучения. Но уже принято решение использовать материалы исследования в книге посвящённой истории станицы Анастасиевской которая выйдет в ближайшее время. Список используемой литературы:
1. Иванис В.Н. Дорогами жизни. Т 1. Новый Ульм, 1956.
2. Ставропольские Епархиальные Ведомости. Ставрополь, 1887, 1889, 1894, 1896, 1900.
3. Кубанский Календарь. Екатеринодар, 1899 – 1916.
4. Памятная книжка Кубанской области, Екатеринодар, 1874 – 1876, 1878, 1891, 1894.
5. Газета «Православный голос Кубани». № 11, 2009.
8. Сайт: http://book-old.ru/BookLibrary/73000-Kubanskaya-obl.html
Категория: Духовное краеведение | Добавил: Птичка
Просмотров: 1372 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Икона дня

Седмица

Форма входа

Полезные ссылки

Православие.Ru Православный интернет магазин Русский Паломник. Православные книги, фильмы, аудиокниги, песнопения Православные выставки ярмарки
logo

Погода

Категории раздела

Поиск

Поиск в православном интернете: 

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0